В Башкирии электронные сделки с недвижимостью становятся нормой
В Башкирии электронные сделки с недвижимостью становятся нормой
Региональный Росреестр о том, что теперь оформлять недвижимость в собственность можно даже не выходя из дома или офиса.
Электронные услуги и сервисы прочно вошли в жизнь большинства россиян. Через портал госуслуг мы охотно и быстро записываемся на прием к врачу, оплачиваем штрафы со скидкой, направляем заявки на получение паспортов, прав, оформляем субсидии и льготы. Но насколько готовы жители Башкирии довериться «электронике» при оформлении недвижимости, какие у процедуры есть преимущества для граждан и бизнеса, расскажем в нашем материале.
ЭЛЕКТРОННЫЕ СДЕЛКИ НЕ ПУГАЮТ
В Башкирии за 11 месяцев поступило порядка 250 тысяч электронных заявлений на регистрацию прав собственников. В сравнении с прошлым годом рост таких заявлений составил 59%, в общем объеме всех заявлений при оформлении недвижимости на «электронику» приходится 41%.
Особенно активный спрос на электронную регистрацию стал наблюдаться с прошлого года, когда из-за пандемии многим пришлось резко переходить на электронную форму взаимодействия, и она оказалась удобной, и не сдает позиций и сегодня.
КТО ОБРАЩАЕТСЯ
70% всех электронных заявлений поступает от физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Примерно поровну – от органов власти и юридических лиц.
Для граждан проводниками электронной регистрации выступают нотариусы, органы местного самоуправления, банки, застройщики, профессиональные участники рынка недвижимости, которые и сами используют эти технологии.
В ЧЕМ УДОБСТВО
- В первую очередь удобство заключается в сокращенных сроках получения электронной услуги. Срок электронной регистрации в республике составляет 2-3 дня, учитывая общий срок при подаче бумажных документов через МФЦ – 9 рабочих дней. Несомненным преимуществом является то, что доступность портала Росреестра – круглосуточная, а отсутствие необходимости выезжать из дома или офиса экономит время.
- Направить документы на госрегистрацию в электронном виде может нотариус, за это платить не придется. Срок регистрации в этом случае – 1 рабочий день.
- Самостоятельно, освобождая от этой необходимости граждан и предпринимателей, направляют документы в Росреестр также органы власти или местного самоуправления, в том числе – в электронном виде. Это касается случаев, когда право возникает на основании акта или сделки с этими органами. Это также будет бесплатно для гражданина или представителя бизнеса.
- К электронному способу подачи документов за своих клиентов активно присоединились банки и застройщики.
- Еще для физлиц предусмотрена скидка по госпошлине в 30%, если документы подаются через Личный кабинет на портале Росреестра, , которая почти полностью покрывает стоимость электронной подписи, необходимой для электронной регистрации.
«Электроника» экономит ценное время заявителя как при подаче документов, так и при получении результата.
ГДЕ ПОЛУЧИТЬ ЭЛЕКТРОННУЮ ПОДПИСЬ
Электронную подпись выдают многие удостоверяющие центры, к примеру, такими полномочиями наделена Кадастровая палата. Стоимость ЭЦП не превышает 700 рублей, действует 1,5 года и распространяется на разные виды услуг (т.е. использовать ее можно неоднократно). С 2023 года предусмотрено, что некоторые регистрационные действия через Личный кабинет Росреестра возможно будет осуществлять и без ЭЦП.
КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЭЛЕКТРОННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ
- Определитесь с подходящим объектом недвижимости.
- Зайдите на сайт Росреестра и зарегистрируйтесь в «Личном кабинете» (https://lk.rosreestr.ru/eservices), выберите услугу (регистрация прав, кадастровый учет, единая процедура учета и регистрации).
- Выберете вид заявления. В Личном кабинете появилась возможность двухсторонней сделки, когда заявление подает, к примеру, продавец и подписывает ее своей электронной подписью не выходя из дома, после это заявление подает покупатель и указывает в заявлении код, сформировавшийся при подаче первого заявления.
- Заполните форму заявления – она полностью дублирует его бумажную форму.
- Прикрепите к заявлению электронные образы (сканы) всех документов. Для этого можно воспользоваться конструктором жизненных ситуаций, перейдя по ссылке: https://rosreestr.gov.ru/eservices/services/life_situation/
- Подпишите заявление электронными подписями сторон.
- На указанную в заявлении электронную почту поступит код платежа для уплаты госпошлины, оплатить любым удобным способом.
- После оплаты госпошлины приходит новое уведомление о том, что документы приняты к рассмотрению. И с этого момента начинается исчисление срока госрегистрации. Как правило – он не превышает 2-3 рабочих дней.
- Проведенная государственная регистрация удостоверяется выпиской, которая подписывается электронной подписью государственного регистратора. Ссылка на выписку приходит на электронную почту заявителя и ее можно сохранить и распечатать.
ПРИМУТ ЛИ ДРУГИЕ ОРГАНЫ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ЭЛЕКТРОННУЮ ВЫПИСКУ?
Никаких препятствий использования электронной выписки быть не может. Организации должны принимать сведения из электронной выписки для своих действий.
Сегодня все госорганы и муниципальные структуры включены в межведомственный электронный документооборот и, если данным органам нужны уточняющие сведения об объекте недвижимости, они могут самостоятельно и бесплатно запросить их в Росреестре в электронном виде, не направляя за этим граждан, которым данные сведения предоставляются на платной основе.
ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ
«Личный кабинет правообладателя» на сайте Росреестра позволяет пользователю проверять информацию о принадлежащих ему объектах недвижимости (кадастровый номер, адрес, площадь, кадастровая стоимость, сведения о правах, сведения об ограничениях (обременениях) прав, таких как ипотека, аресты и т.д.). Таким образом, у собственника есть возможность постоянного личного контроля состояния прав на свои объекты.
КОНСУЛЬТАЦИИ ПО ЭЛЕКТРОННЫМ УСЛУГАМ
в Telegram-канале «Эл. услуги Росреестра бизнесу» https://t.me/RosreestrRB_electronic_servies
через форму обратной связи сервиса Управления Росреестра online консультирования http://rosreestr02.ru/mibew/client.php?locale=ru&style=silver
по единому номеру контакт-центра Управления Росреестра по Республике Башкортостан ((347) 224-36-00, (347) 224-36-48)
по единому справочному телефону Росреестра 8 (800) 100-34-34