Версия для слабовидящих Обращение граждан
Герб

Администрация сельского поселения
Чукадыбашевский сельсовет
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан

Зачем собственнику регистрировать недвижимость?

Здравствуйте! С вами передача «Интервью». В декабре этого года Росреестр Башкирии отметил 23-летие, как федеральный орган служба Росреестра 25 декабря отмечает 13 лет. И сегодня мы попробуем ответить на вопрос –  почему нужно регистрировать недвижимость и для чего существует Росреестр?

И у нас в гостях – заместитель руководителя Управления Росреестра по Республике Башкортостан Марат Мирзаянов.

 

  1. Марат Фаясович, у Росреестра довольно обширные полномочия, давайте разъясним зрителям, чем занимается ваше ведомство?

 

Действительно, Росреестр или Регпалата, как службу называли ранее, уже перешагнула 23-летний рубеж своего существования. За это время происходило немало реорганизационных процессов, служба стала федеральной. 25 декабря 2008 года путем объединения 3 служб: Росрегистрации, Роскартографии и Роснедвижимости образовался Росреестр с весьма широким спектром деятельности. Это кадастровый учет и регистрация недвижимости, государственный земельный надзор, надзор и контроль в сфере геодезии и картографии, вопросы в сфере кадастровой оценки, контроль за СРО арбитражных управляющих. За годы существования наполнялся реестр недвижимости – в нем по Башкортостану на сегодня содержатся сведения о более 4,5 миллионах объектах и о более чем 6 миллионах прав собственности.

 

  1. Но все же большинство граждан знают вас как ведомство, которое позволяет узаконить сделки с недвижимость. Но зачем это нужно делать?

 

Единственным доказательством существования права на недвижимость, является государственная регистрация, по результатам которой сведения о собственнике вносятся в ЕГРН. Только после регистрации государством признается право конкретного лица на конкретный объект.  Если объект недвижимости не зарегистрирован, его нельзя ни оформить в наследство, ни купить, ни продать, ни подарить, ни распорядиться каким-либо иным образом. К примеру, представьте – вы купили квартиру или дом, и если вы право не зарегистрировали – то собственником остается прошлый владелец.

 

Государственная регистрация прав обязательная процедура, и она носит заявительный характер.

 

Поэтому одним из приоритетных направлений деятельности Росреестра является создание системы оказания государственных услуг в такой форме, чтобы это было доступно, быстро и комфортно для граждан, бизнеса и государственных органов.

 

  1. Каким образом сегодня можно оформить право на недвижимость и в какие сроки это делается?

 

Это можно сделать в разветвленной сети МФЦ или в электронной форме через Личный кабинет на портале Росреестра, либо через сервисы банков, застройщиков.

Для оформления сделки не нужно выезжать в другой регион, где размещается недвижимость. Это можно сделать удаленно, по экстерриториальному принципу, обратившись в любой удобный офис МФЦ.

Регистрация прав проводится в течение 7 рабочих дней, постановка на кадастровый учет – 5, единая процедура – 10 рабочих дней. При подаче документов через МФЦ добавляются еще 2 рабочих дня. При электронном способе подачи документов сроки регистрации сокращаются до 2-3 рабочих дней.

Направить документы на госрегистрацию в электронном виде может нотариус, заявителю за это дополнительно платить не придется. Срок регистрации в этом случае – один рабочий день.

Самостоятельно направляют документы в Росреестр также органы власти или местного самоуправления. Это их обязанность в случаях, когда права, сделки, обременения возникают на основании актов этих органов.

Если документы подаются через кредитные учреждения, то у нас действует проект «Электронная регистрация за 1 день» и регистрация проводится за сутки.

 

  1. Какие документы необходимы для сделки, чтобы их хватило для осуществления регистрации?

Заявителю необходимо заполнить заявление (в МФЦ это помогают сделать сотрудники приема), приложив документ, устанавливающий право на этот объект – договор купли-продажи, акт органа о предоставлении земельного участка, свидетельство о наследстве, документ о приватизации квартиры и т.д. и паспорт.

Необходимо уплатить госпошлину. Если права приобретают два и более человека – то сумма госпошлины делится по числу участников, и каждый будущий собственник оплачивает эту часть за себя.

В зависимости от ситуации иногда необходимо приложить и другие документы: разрешение органов опеки и попечительства, если при отчуждении недвижимости в ней проживают дети или они являются собственниками, согласие супруга, если недвижимость приобретена в браке и т.д.

Чтобы заявитель не столкнулся с какими-то сложностями, мы рекомендуем с большим вниманием проверять все данные в заполняемом заявлении, так как эти сведения после успешной прошедшей процедуры автоматически выгрузятся в выписку о праве. Еще мы просим обратить внимание, чтобы в документах не было приписок, подчисток, вызывающих сомнения регистраторов прав в подлинности документов.

 

  1. Как выяснить какие документы потребуются для той или иной сделки, как качественно подготовить документы, не обращаясь к профессионалам в сфере недвижимости?

Существуют удобные сервисы на портале Росреестра, помогающие  в учетно-регистрационных процедурах заявителям. Получить консультацию возможно с помощью разнообразных сервисов (например, «Жизненные ситуации»), посредством круглосуточного Ведомственного центра телефонного обслуживания (ВЦТО) Росреестра 8-800-100-34-34 (звонок бесплатный), консультации справочного телефона Управления – 224-36-00. В режиме онлайн можно получить консультации на портале zkprb.ru – «Консультация в режиме онлайн», там можно выбрать любую тему из 12 представленных и в режиме чата общаться с нашими сотрудниками, в том числе получить квалифицированную помощь в формировании пакета документов.

 

  1. У Росреестра есть еще одна услуга – выдача выписок из реестра недвижимости, как максимально быстро получить такую выписку?

Если заказывать такую выписку в электронном виде через Личный кабинет Росреестра или через портал Госуслуг – она поступит заявителю буквально через 15 минут, заверенная электронной подписью сотрудника Росреестра. Электронную выписку можно распечатать и ее обязаны принять в любом органе или организации.

 

  1. С этого года Росреестром и органами власти ведется поиск владельцев недвижимости, сведения о которых в базе Росреестра есть, а данные о том – кто собственник отсутствуют. Зачем проводится такая работа?

29 июня этого года вступил в силу федеральный закон №518-ФЗ, который позволяет органам местного самоуправления обеспечить мероприятия по установлению правообладателей, у которых объекты недвижимости в реестре есть, а права на них не зарегистрированы. На территории республики около 570 тысяч объектов недвижимости, содержащихся в реестре недвижимости, не содержат информации о правообладателях. По факту граждане ими пользуются, у них есть документы, которые ранее выдавали БТИ, земельные комитеты, они вступили в наследство, но не дошли до регистрации прав. Задача местного самоуправления выявить таких владельцев и направить сведения в Росреестр.

По своему желанию граждане могут обратиться за регистрацией права собственности на такие объекты, госпошлина за регистрацию прав на ранее учтенные объекты недвижимости отменена.

В Башкортостане за 5 месяцев более 1700 жителей республики  оформили права на ранее учтенные объекты недвижимости. Сведения об этих правообладателях внесены в реестр недвижимости (ЕГРН). К началу декабря 2021 года общее количество объектов без прав уменьшилось на 30 тыс.